Есть два вида рукоделия мне недоступные: вязание и вышивка. Никогда не хватало усидчивости на них. Мне ж нужно все и сразу, а в этом деле спешка смерти подобна. Поэтому я с особым трепетом отношусь к тем, кто хорошо вяжет, вышивает. И при этом находит в себе силы доводить начатое до конца.
Это было вступление, а теперь собственно повествование.
Если бы не мой Проект, я б так не стала заморачиваться. А тут вот прям аж приперло, как захотелось будущий шмот украсить вышивкой. И я, как любой ленивый человек, стала искать способ как бы так сделать красиво, но при этом малой кровью и не долго возиться со всем этим. Нашла.
Люневильская техника вышивки крючком. Я не буду вдаваться в исторические подробности, что откуда, думаю пытливые умы при желание все найдут. Поэтому сразу к делу, исходя из моего хоть и небольшого пока опыта в этой технике, тем не менее рассказать могу вот что.
читать дальше
Сама техника на самом деле проста как 3 копейки. Серьезно. Обычная вышивка тамбурным швом. Необычно только то, чем вышиваем. Это не игла, а специальный крючок. Его называют люневильским, в честь французского города, где родилась эта вышивка. Собственно во Франции, в Люневиле, эти крючки и производятся. Они как и иглы или вязальные крючки бывают разных номеров(толщин). Само собой в Россию французы свою прЭлесть не шлют, ага. Зато у американцев нет на этот счет никаких комплексов. Они шлют worldwide. Уже хорошо. Стоимость набора из 3-х крючков + бамбуковой рукоятки для них порядка 20 Долларов, ну, накиньте еще столько же за доставку. И вот у вас в руках новый инструмент для творчества.
Ах, да! Тот самый сайт добрых американских крючковых «самаритян». www.lacis.com/catalog/
Мне же захотелось вот прям сейчас, поэтому я воспользовалась японским аналогом французского эксклюзива. Фирма Clover – наше всё!
В сравнении с обычным вязальным крючком (1,5мм)
Также помимо крючка обязательно нужны:
- Пяльцы.
Если вы планируете масштабные работы, то тогда пяльцы рамочного типа. Можно, конечно, схитрить и в ближайшем магазине товаров для художников купить обычную деревянную рамку для картины нужного размера. Ну, вышкурить ее потом, чтобы гладенькая была. Еще ткань на нее замумукаешься натягивать, ну так и на рамочные пяльцы тоже не с полпинка ткань натягивается, да. Зато экономия для бюджета.
- Держатель для пялец.
Вот эта хрень необходима, потому что работать придется обеими руками: одна рука занимается крючком, вторая соответственно подает нитку.
Держатели эти есть разные, лучше брать универсальный. А в идеале (рекомендуется для тех, кто планирует вышивать каждый день полотна глазуновских масштабов) держатель такой, в который закрепляется и надежно фиксируется рама с натянутой тканью. Понятное дело, что удовольствие не из дешевых. Я не стала так заморачиваться, поэтому моя конструкция выглядит так.
Одинарный держатель-бочонок и пяльцы-рама.
- Длинный нитевдеватель.
Можно той же фирмы Clover, тем более , что другой все равно не найдете. Эти нитевдеватели продаются в паре и стоят где-то рублей 100 с копейками в зависимости от магазина. На самом деле подобный нитевдеватель вещь не обязательная, но жизнь облегчает порядком. Тем более все равно в хозяйстве сгодится. И потом, ну что такое сто рублей, после того, как вы уже выложили практически состояние за крючок, пяльцы и держатель для пялец?
- Нитки для вышивки, бисер, бусины, паетки.
С этим понятно.
- Ткань для вышивки.
Во всех книгах и видеоуроках по люневильской технике вы увидите, что работа в основном ведется на органзе. Однако это не значит, что можно вышивать только на ней. На самом деле пофиг. Вышивать можно на чем угодно, что можно «запялить» и что проткнет крючок (трикотаж – исключение. Думаю, нет смысла объяснять почему). Из опыта скажу, что крючок острый и протыкает практически любую ткань, а также искусственную кожу. Но на всякий случай лучше в закромах иметь еще и запасной крючок. Ну, вдруг первый затупится об какую-нибудь особо ядреную тряпку.
- Держатель для катушки.
Вещь из разряда необходимых. Купить вряд ли удасться, придется по-быстрому констралить самим. Мне с моими прямоугольными пяльцами было проще, т.к. боковых коротких рамках есть по одному сквозному отверстию, и я просто воткнула в него подходящую деревянную палочку.
Итак, когда основные «ингредиенты» собраны можно приступать к работе. Как происходит сам процесс вышивки, смотрим в этих двух видео-уроках. Да-да. Все просто. Но надо приноровиться.
Часть 1
Часть 2
А вот книжечка. В ней вы найдете не только описание процесса в картинках, но и много других полезностей. Книжечка, кстати на русском, что очень удобно, формат pdf.
narod.ru/disk/64654827001.f97b02784847746d1ff1f...
А это ссылка на книгу по вышивке крючком на французском. Но благодаря подробным фотографиям все очень понятно.
picasaweb.google.com/112141125863053244686/LaBr...
Теперь переходим собственно к процессу.
Итак, вышивальным крючком можно сделать следующее:
- вышивать тамбурным швом,
- вышивать бисером или/и паетками, при этом вы будете пришивать не сами бусины или паетки, а нитку, на которую они нанизаны. Аналог этого способа в обычной вышивке иголкой – каучинг (гуглим или смотрим в книжечке по первой вышеприведенной ссылке).
Тамбурная вышивка.
При вышивке у вас будут с одной стороны тамбурные стежки, а с другой стороны – обычные прямые, напоминающие чем-то машинную строчку. Главное – это решить, какая сторона у вас будет лицевой.
Если вы прокалываете ткань крючком снизу вверх, то тамбурный шов у вас будет внизу, как бы с изнанки. Если сверху вниз, то на верху соответственно.
Дело в том, что в вышеприведенных книгах, вся работа крючком ведется сверху вниз, в том числе пришивание бисера и паеток, т.е. та сторона, которая обращена к вам – изнанка. В видео-уроке же наоборот.
Если вы работаете на прозрачном материале, то в принципе это без разницы, потому, что благодаря его прозрачности вы практически полностью контролируете процесс захвата и натяжения нити, кроме того, видите, что у вас получается с обеих сторон. И тут уже встает вопрос только личных предпочтений. А вот что делать, если ткань –бархат, к примеру, который вы хотите украсить тамбурной вышивкой? Как быть тогда? Вы ж не увидите, что происходит под тканью и действовать придется на ощупь. А еще можно случайно и палец проткнуть – крючок-то очень острый. Я в такой ситуации поступила да, самым простым способом, на изнанке будущего изделия нарисовала необходимый узор и вышивала, вводя крючок снизу вверх, периодически проверяя, переворачивая раму, что у меня там с лица делается. Главное ткань заправить в пяльцы нужной стороной.
Самое сложное для меня лично было настрополиться работать крючком во всех направлениях, добиться ровности и равноразмерности каждого стежка. Не сразу удалось, не сразу. Да и сейчас нет-нет, да и заглючу бывает, словно Vista.
Но как только вы приноровитесь, о дааа! Тут же придет скорость и удовольствие от процесса. Потому, что реально вышивать вы будете не просто быстро, а очень быстро, любыми нитками по практически любой ткани. Конечно, все зависит от вашей координации движений, потому, что в этой технике она работает на полную катушку. И если когда вы просто делаете крючком тамбурную вышивку – можно расслабиться, то когда в процесс добавятся бисер/паетки, уууу…
Одни из моих тренировок.
На органзе. Сразу скажу, что зацепки не от кловеровского крючка. Это я с другим девайсом извращалась(пока безуспешно).
На фатине. На фатине кстати, тяжело вышивать, особенно если против направления ячеек.
Вышивка бисером и паетками.
Переходим к самому интересному.
Не знаю как у вас, а у меня одно только представление о том, что надо что-то вышить бисером или паетками, и это что-то больше 3-х сантиметров, вызывает нервное подрагивание глаза. Вышиваю я очень медленно, постоянно матерясь и норовя рассыпать бисер, запутать нитку, ну, вобщем…
Как это происходит с крючком? Думаю, что видео-уроки вы уже посмотрели и представляете как. А сейчас я вам расскажу.
Сначала занимаемся подготовкой. На рабочую нить от катушки, или что там у вас, с помощью того самого длинного нитевдевателя набираем бисер и/или паетки. Да, не быстро, но терпенье и труд знаете что в итоге сделали. После того, как набрали все необходимое приступаем к работе.
Скажу сразу, бисер пришивать крючком горааааздо легче чем паетки. Хотя бы по тому, что даже микробисер имеет объем, и его хоть как-то можно зажать пальцами, держать в руке, скидывая по одной бисирине по нитке. Паетки, эти вражины, мало того, что плоские, как заразы, так еще и норовят устроить групповуху, коллективно съехав по нитке к крючку, а еще нитка от катушки тоже старается вам подлянку устроить, излишне разматываясь, и в итоге, как только вы хоть на немного ослабляете хватку, с крючка если он в этот момент находится под тканью, слетает петля, а если вы еще и случайно дерните нитку, весь вышитый ряд готов распуститься за пару секунд. Короче, если вы хотите воспитать у себя настойчивость, целеустремленность, а также давно собирались выучить весь словарь русского мата, то да. Пришивание паеток этому очень поспособствует.
Но опять же, же опять, как только вы настробучитесь и приноровитесь (вспомним видео), то процесс пойдет веселее. И даже в этой ситуации вы сможете получить удовольствие, оно конечно, будет с мазохистским уклоном, но кто сказал, что будет легко?
Еще момент. Как быть если в рисунке у вас чередование например бисера и крупных бусин, раскиданных тут и там по вышивке? Ничего нового не открою, но вариантов пара есть.
В первом случае вышиваем бисером крючком, оставляя на вышивки незаполненные места под бусины, а потом пришиваем бусины отдельно иголкой.
Во втором случае, лениво-извращенном, сразу все набираем на рабочую нитку в необходимом порядке, постоянно сверяясь с рисунком.
Второй способ дольше в подготовке, но зато в работе будет быстрее.
И наконец…
Выводы.
Плюсы вышивки крючком.
1. Возможность вышивать любыми нитками любые формы.
2. Скорость. По крайней мере, тамбурным швом вы сможете быстро вышить вещи довольно приличных размеров с рисунком любой сложности.
Как бы быстро вы не вышивали бисером/паетками иголкой, все равно крючком будет быстрее.
3. Не нужно постоянно отрезать нить от катушки, работаете сразу с целой бобиной или паской мулине.
4. Не надо мучиться с вдеванием нитки в бисерную иголку.
5. Свобода в выборе размера бисера и бусин.
Минусы
1. Чтобы осуществить все вышеприведенные плюсы, надо сначала купить все нужные девайсы. Довольно затратная часть. Не, ну конечно, стОит не как сиба или бжд, но тем не менее.
2. Научится свободно работать крючком при пришивании бисера и паеток.
3. Работать только с тканью, заправленной в пяльцы (прощайте уже сшитые кукло-вещи, здравствуйте человеческие «чехлы на танки»).
4. Иметь стратегические запасы органзы.
5. Пяльцы всегда должны быть в держателе, чтобы у вас были обе руки свободные.
Вот вроде и все пока, что еще вспомню – допишу в пост. Надеюсь, что информация вам пригодится.
Всем спасибо за внимание.